На смену рококо с его вычурной манерностью, чрезмерной декоративностью пришел новый стиль – классицизм. Его возникновению способствовали исторические изыскания ученых, связанные с раскопками в Геркулануме и Помпеях, которые возобновили интерес к античности. Формы классицизма сначала проявились в архитектуре, а позже в прикладном искусстве и в мебели. Капризные линии рококо начинают успокаиваться, членения поверхностей становятся более очевидными и ясными.
С классицизмом в интерьер проникают простые и строгие формы, утонченность деталей. Но проявлялась тенденция к холодному и рассудочному копированию античных образцов, лишенному благородной простоты. Снова возрождаются тенденции архитектонического решения стен и потолков. Строгие обрамления членят плоскости на ряд самостоятельных частей. Интерьер носит подчеркнуто женственный характер, в котором доминируют нежные оттенки, элегантность и, немного слащавость.
В числе покровителей нового стиля была фаворитка короля – мадам Помпадур. В ее круг общения входили самые знаменитые художники и ученые, занимавшиеся раскопками в Риме. В честь мадам Помпадур были названы некоторые мебельные формы.
В классической мебели вновь прослеживался конструктивный принцип построения. Декоративные элементы послушно повторяли очертания мебели. Превалировали прямые линии, украшения сводились к минимальным. В оформлении снова стали использовать резьбу в сочетании с тонкочеканными бронзовыми накладками. Для обивки использовались ткани с цветочным рисунком, спинки выполнялись овальными или четырехугольными. Одним и з часто используемых материалов было красное дерево. Филенки инкрустировались наборами из редких пород дерева разных оттенков. Богатая обивка, строгие формы и позолота придавали мебели холодный и торжественный вид.
Позже в качестве элементов декорирования женской мебели использовались фарфоровые накладки, керамические плакетки с белыми фигурами на голубом фоне.
В орнаменте преобладали античные мотивы: меандры, нити жемчужника, фестоны, цветочные и лавровые гирлянды, розетки, лист аканта. Так же популярными элементами декора были гротески, фестоны, овальные розетки, фавны, купидоны, сфинксы, бараньи головы, мифологические сюжеты.