Высшей точкой развития классического направления стал стиль ампир. Ампир в переводе с французского – империя. Этот стиль возник не результате естественного развития художественных тенденций, а путем искусственного насаждения, по приказу. На смену грациозности предшествующих стилей пришел холодный пафос и рассудочность. Период наивысшего расцвета приходился на время правления Наполеона.
Отличительной особенностью интерьеров ампира была упорядоченность, симметрия, покой. В оформлении всех элементов убранства использовались в основном древнеримские образцы. Стилевое единство носило нормативный характер.
В оформлении полов использовали паркет из цветных пород дерева. Потолки окрашивались в белый цвет, отделывались простым декором или кессонировались по римскому образцу. Стены затягивались тканями, драпированными на манер туники, оклеивались обоями со строгим рисунком. Так же использовались панорамные обои с видами леса, долины, которые создавали своеобразные окна в окружающий мир, в то время как настоящие окна маскировались и прятались за драпировками. В интерьере осуществлялся своеобразный маскарад, проявлявшийся даже в мелочах. Мраморная шкатулка на поверку оказывалась картонной, яшмовый флакон – стеклянным.
В оформлении интерьера превалировали светлые тона. Для обивки мебели использовались ткани, вытканные шелком.
Отличительной особенностью меблировки были монументальные кровати, высокие балдахины, тумбочки в виде постаментов, столики для умывания в виде треножников, кресла, подражающие римским формам, украшенные бронзой большие зеркала на двух подставках. Монолитные, угловатые шкафы подражали античным архитектурно-декоративным формам. Гладкие поверхности шкафов украшались симметрично расположенными бронзовыми накладками. Стенки комодов лишены членений, формы простые и строгие.
В декоративных элементах отразился военизированный дух эпохи. Использовались такие элементы как щиты, мечи, копья, трофеи, факелы, лавровые венки, пирамиды. Часто использовалась стилизованная буква «N». Наряду с классическим орнаментом использовались египетские мотивы. Военизированный дух отразился и в оформлении спальни. Балдахин над кроватью выполнялся в виде военного шатра или палатки. Часто кровать устанавливалась на цоколи и могла выполняться в виде римского саркофага или в форме ладьи. Одна из характерных мебельных форм ампира – короткая элегантная кушетка с высоким, плавно изогнутым изголовьем. Столы использовались круглой формы большие или маленькие на одной ножке. Массивные цилиндрические тумбочки, устанавливались по обеим сторонам кровати. Кроме больших напольных зеркал использовались небольшие зеркала, вращающиеся на подставках, размещаемые на туалетных столиках.
Камины имитировали античные надгробия. Каминные экраны и ширмы обтягивались гобеленом и другими дорогими тканями. Такие же экраны, но меньшей формы ставились перед подсвечниками.
Функцию светильников выполняли канделябры. Нижние части канделябров использовались в виде столиков на одной ножке.
Сложившийся язык форм стиля ампир, претерпевая изменения, продолжает жить и по сей день.