Качество освещения в интерьере играет огромную роль, оно непосредственно влияет на качество жизни. Большую часть времени мы проводим в помещении и от его освещения зависит и наше настроение и работоспособность. Когда мы говорим об интимной обстановке в помещении, то сразу представляем приглушенный свет, спокойные тона. Ощущение праздника, радости, приподнятого настроения появляется в хорошо освещенном желтым, мягким светом пространстве. В тоже время яркий бело-синий свет скорее заставит представить операционную, чем торжественное мероприятие.
Грамотным использованием освещения можно добиться выразительных оптических эффектов в интерьере. Подсветка потолка по периметру создаст ощущение высоты и парения. Равномерное расположение светильников вдоль стен расширит пространство. Светом можно выделить композицию, созданную в интерьере, подчеркнуть композиционный центр. Интимную обстановку создаст освещение, направленное с потолка на стены. Интересных эффектов можно добиться, размещая подсветку под мебелью или в полу.
При установке светильников необходимо учитывать баланс света и тени. Недопустимо использование наложения теней, которое образует «мертвую зону». Крупные предметы нуждаются в освещении сверху, а плоские – сбоку. При таком освещении образуется меньше падающей тени.
Предметы в тени плохо различимы по цвету, издалека они кажутся голубоватыми. При удалении предмета проявляет свои свойства воздушная перспектива – светлые объекты кажутся темнее, темные – светлее.
Освещение внахлест используется для витражей и театральных эффектов.
Яркое освещение всегда подчеркивает текстуру объекта, выявляет недостатки. Поэтому использовать подсветку, например, потолка снизу можно лишь в случае его безупречного исполнения.
При искусственном освещении качества цвета часто меняются. Это явление называется метамеризмом. Красный становится ярче и светлее, оранжевый – краснеет и светлеет, желтый – белеет и светлеет, голубой – зеленеет и светлеет, синий теряет яркость, фиолетовый – краснеет и жухнет. Поэтому выбирать материалы для отделки помещения нужно при искусственном освещении, а при выборе краски обязательно делать «выкрасы» в поиске нужного тона именно в том помещении и при том освещении, где она будет применяться.
Различают три вида освещения: локальное (прямое), рассеянное, отраженное. Пример локального освещения – настольная лампа, рассеянное освещение создает люстра, лампы которой прикрыты матовым плафоном, отраженное освещение создают лучи света, направленные на стену или потолок и отражающиеся от них. Отражающие качества поверхностей отличаются в зависимости от материала. Глянцевый потолок, глянцевая кафельная плитка будут полностью отражать свет и создавать блики, шероховатые поверхности будут частично поглощать лучи и рассеивать.
Свет направленный вверх называется даунтлайн, направленный вниз – аплейн.
Существует несколько правил освещения. В рабочей зоне прямые лучи не должны быть направлены под углом не менее 30 градусов. Высота настольной лампы над рабочей поверхностью примерно 30-40см. Торшер располагается в 30 см от посадочного места и 120 см от пола. Ночник в 15 см от тумбы.
Норма освещения зависит от функционального назначения помещения. В гостиной, столовой и санузле желательно применять 60вт/м2, в спальне и кабинете 40вт/м2, в коридоре и на лестнице 20вт/м2.
Достичь комфортного освещения помещения можно комбинируя различные источники освещения.